Песочная терапия. Игры и упражнения с песком.
Песочница – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью). Для детей самого раннего возраста игры с песком являются их первой созидательной деятельностью, позволяющей проявлять выдумку, творчество и фантазию, а в соответствии с этапом развития ребёнка предполагают собой выполнение разнообразных игровых действий:
-совместные действия взрослого и малыша;
-действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым;
-самостоятельные действия, отражающие собственную задумку.
Мариелла Зейц в своей книге «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» называет песок универсальной игровой средой для детей разного возраста. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно — игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. При этом существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; мощно развивается тактильная чувствительность, как основа «ручного интеллекта»; более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка; происходит «заземление » отрицательной энергии, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Продукт деятельности ребёнка в песочнице нельзя сохранить или унести с собой, это очень важно, поскольку у ребёнка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития.
Как заниматься с ребёнком?
Рисовать можно песком и по песку. Я в свой практике , вместо песка использую манную крупу. Руки малыша и взрослого должны быть сухими.
Техники рисования на световой песочнице
- Насыпание. Песок зажимается в кулак и пропускается сквозь пальцы. Техника подходит для изображения линий.
- Щепоть. Ребёнок соединяет большой, средний и указательный пальцы, набирает немного песка и рассыпает его. Способ позволяет передать тона и тени.
- Ладонь. Раскрытой ладонью ребёнок разравнивает слой песка, стирает рисунок, оставляет отпечатки.
- Кулак. Ребёнок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пятно на песчаном слое.
- Рисование пальцами. Этот способ позволяет создавать линии разной толщины и точки, добиваться чёткости изображения. Как правило, дети начинают работать указательным пальцем. Побуждать ребёнка использовать все пальцы на обеих руках, совершать параллельные движения. Это стимулирует мозговую деятельность.
- Рисование с использованием инструментов. Рисунки, линии, орнаменты создаются при помощи гребёнки. Обратите внимание малыша на то, как меняется рисунок в зависимости от силы нажима.
Игры и упражнения
«Песочный пляж»
Можно предложить ребёнку представить, что он находится на берегу моря в солнечный день, песчинки щекочут ладони, слышен плеск волн, вокруг тишина. Пусть малыш потрогает песок, на глубоком вдохе наберёт горсть и как можно сильнее сожмёт пальцы. На выдохе ребёнок постепенно высыпает песок и расслабляется.
Цель: развитие тактильной чувствительности, регуляция мышечного напряжения, развитие самоконтроля.
«Дорожки»
Можно рисовать прямые дорожки, переходить к ломаным, прерывистым и волнистым линиям. Предложить ребёнку нарисовать тропинку домой для любимого сказочного персонажа.
Цель: улучшение координации движений и ориентировки в пространстве.
Дополнительные упражнения: «Дождик» – для отработки начертания вертикальных линий. «Лесенки» – это упражнение учит совмещать вертикальные и горизонтальные линии.
«Песочные каракули»
Играют двое. Один человек закрывает глаза, в это время второй рисует на песке простую каракулю. Затем первый участник открывает глаза и может дорисовать каракулю, превратив её в какое-то понятное изображение. Затем игроки меняются ролями.
Цель: развитие воображения.
«Моя любимая игрушка»
Ребёнок рисует песком свою любимую игрушку, а затем описывает её словами, не называя. Взрослый или другие присутствующие дети должны догадаться, о какой игрушке идёт речь.
Цель: развитие связной речи и коммуникативных навыков, формирование умения понимать друг друга.
«Звериные портреты»
Можно предложить ребёнку нарисовать песком животных, выражающих радость, восторг, злость, испуг, грусть, удивление, потом попросить маленького художника рассказать, кого он изобразил, какое настроение у этого героя, какие чувства он испытывает, что с ним случилось и почему, чем ему можно помочь.
Цель: знакомство с основными эмоциями, обучение определению эмоционального состояния, помощь в осознании собственных чувств, развитие связной речи.
«Загадки»
Загадайте любой объект: животное, птицу, растение, предмет мебели, игрушку. Предложите ребёнку отгадать, что вы задумали, по наводящим характеристикам. Если загадана груша, её можно описать так: это фрукт; растёт на дереве; похож на лампочку. Ребёнок должен нарисовать свой вариант ответа на световом столе.
Можно загадывать и описывать события. Например, празднование Нового года, поход в гости. Так же ребёнку дать возможность самому придумывать загадки, меняясь ролями
Цель: развитие логического и ассоциативного мышления, воображения.
«Садовод»
«Превратить» световой стол в фруктовый сад и предложить ребёнку засадить его разными растениями. Малыш выполняет рисунки и рассказывает, что где растёт. Попросите его описать фрукты, овощи и ягоды по цвету, форме и вкусу.
Цель: знакомство с окружающим миром и расширение кругозора, развитие мышления и связной речи.
«Дорисуй картинку»
Нарисовать с помощью песка на световом столе круги, квадраты, треугольники и попросить ребёнка дополнить картинку так, чтобы получилось солнышко, мяч, домик, флажок, кусочек сыра и т.д
Цель: развитие образной памяти, воображения.
«Красивые носочки»
Дети играют в парах или с взрослым. Задача участников – нарисовать два носочка так, чтобы из них получился комплект. Для этого нужно договориться о том, какой узор будет на носках, и постараться одинаково его изобразить.
Цель: развитие умения работать в команде, договариваться и приходить к общему решению, формирование навыка взаимопомощи.
«Следы на песке»
Предложить ребёнку представить, как выглядят следы знакомых им животных, птиц и насекомых и нарисовать их на песке. Обсудите получившиеся отпечатки: кто их оставил, как его зовут, куда он шёл, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Также можно изображать следы от крупных капель дождя или автомобильных шин, использовать валики для песка и т. д
Цель: знакомство с окружающим миром, развитие речи и воображения.
«Цифры и буквы на световом столе»
Предложить ребёнку написать цифры или буквы .Сверить песочную букву с оригиналом и начинать делать следующую. Так на световом столе возникнет целый Город Букв!
Пусть ребёнок рисует нужное изображение сначала пальчиком. Потом можно использовать палочку, удерживая её как ручку.
Цель: закрепление графического образа букв и цифр.
«Художник»
Играть нужно в паре. Оба участника внимательно смотрят друг на друга, стараются запомнить черты и причёску. После этого дети начинают рисовать пальчиком портрет товарища. Когда портрет будет готов, обсудить, насколько точным он получился.
Цель: развитие навыков общения, внимательности и социальной активности.
« Сказочная страна»
Предложить ребёнку пофантазировать и нарисовать на световом столе сказочное королевство, а затем попросить рассказать, как называется страна, кто в ней живёт, какой характер у этих персонажей, какие события происходят в сказке.
Цель: развитие фантазии, логики и связной речи.
«Клад»
Для игры потребуются мелкие предметы или картинки. Нарисуйте вместе с ребёнком на листе бумаги карту-схему с условными изображениями дерева, реки, горы, леса, домиков. По этой карте создайте песочную картину.
Когда рисунок будет готов, попросить ребёнка отвернуться и спрятать на любом участке «сокровище — сюрприз ». В соответствующем месте на бумажной схеме поставить крестик. Дать карту ребёнку и предложить отыскать сокровище.
Цель: обучение рисованию карт-схем, развитие пространственного мышления, логики, воображения.
Так же можно включить фантазию и придумать много разных игр.