План конспект непосредственно – образовательной деятельности на тему «Знакомство с конвенцией о правах ребенка» в старшей группе.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Дать на примере сравнения доступное детям представление о понятии «Право» — возможность или разрешение.
Право дает возможность осуществить то, что хочешь .
Познакомить с Конституцией и Конвенцией о правах ребенка, помочь увидеть в реальной жизни практическую реализацию этих прав
Социально-коммуникативное
Приобщать детей к мероприятиям, которые проводятся в структурном подразделении Добиться эмоционального отклика в процессе рассматривания произведений русских живописцев. Через символические и образные средства помочь ребенку осознать себя в прошлом и настоящем
Формировать практические навыки пользования своими правами в нужной ситуации
Физическое развитие,
Упражнять в беге с изменением направления движения, в выполнении правил игры.
Речевое развитие
Ввести в активный словарь детей слова: Конституция, Конвенция, право ,бесправный
Художественно – эстетическое
Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства — Перов « Тройка» Внимательно слушать аудиозаписи, отвечать на вопросы по их содержанию.
Предварительна работа:
Просмотр мультфильма « Незнайка учится», изготовление водительских « прав» из картона для игры « Такси», беседа на тему что такое права и какие права бывают, Просмотр презентаций «Раньше и теперь» просмотр презентации «Что значат наши имена», рисование на тему « Дом в котором я живу» « Прогулка в детском саду», « Моя семья»
Материал : Конспект занятия, презентация на тему « Конвеция о правах ребека», аудиозапись с песней Чебурашки, рисунки детей на тему « Для чего нужна конвенция»,проектор
Спросить детей хотят ли они узнать что то новое? Кто хочет поговорить о серьезных и почти взрослых вещах могут расположиться на стульях или ковре – кому как удобно.
На стену выводится слайд с портретом Василия Григорьевича Репина.
Это великий русский живописец Василий Григорьевич Репин. Он жил и писал свои картины очень давно, так давно, что ваши бабушки и дедушки еще и не родились на этот свет.
Это было другое время и жизнь тогда была совсем другая ,не такая как сейчас. А какой она была мы сможем узнать, если посмотрим на картины этого замечательного художника. На одной из картин он нарисовал как жили в то время маленькие дети, такие же как и вы.
Н а экран выводится слайд с картиной « Тройка»
Давайте рассмотрим эту картину повнимательнее . Как вы думаете в то время дети жили лучше или хуже чем теперь? Почему вы так думаете? что делают изображенные дети? Нравится ли вам их одежда? Хотели бы иметь такую же? Почему? А хотели бы вы,если бы у нас была машина времени, оказаться на их месте?
В стародавние времена дети работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Их называли «учениками». Один человек, который начал трудовую жизнь мальчиком-учеником, позже вспоминал о своем каторжном детстве: «Нас заставляли таскать ящики весом три-четыре пуда из подвала на третий этаж. Мы носили ящики на спине с помощью веревочных лямок. Поднимаясь по винтовой лестнице, мы часто падали и разбивались. А тут еще хозяин подбегал к упавшему, хватал за волосы и стучал его головой о чугунную лестницу. Все мы, тринадцать мальчиков, жили в одной комнате с толстыми железными решетками на окнах. Спали на нарах. Кроме набитого соломой тюфяка, никакой постели не было. Но и после работы нам не давали отдохнуть. Мы должны были колоть дрова, топить печи, ставить самовары, бегать в булочную, в мясную лавку, в трактир за чаем и водкой, возить снег с мостовой. По праздникам нас посылали еще петь в церковном хоре. Утром и вечером мы ходили с огромным ушатом к бассейну за водой и привозили всякий раз по десять ушатов…»
Так жили и дети, изображенные на картине Перова. Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек пожалел детей и помогает им втащить сани на пригорок.
— Дети, да и взрослые в те далекие времена были бесправны. А как вы понимаете это слово? Мы уже говорили с вами о правах и какие они бывают? Кто сумеет объяснить .что значит « бесправный». Права бывают разные одни выдатся человеку на руки после специального обучения , кА например водительские права.
А есть такие права которые человек получает сразу же при рождении и хотя у вас на руках нет никакого документа, об этих правах — они у вас имеются. Эти права записаны в специальных документах — специальных книгах — таких как Конституция и Конвенция.- выводится на экран изображения этих документов Конвенция о правах ребенка дает вам следующие права:
- Право на имя .отчество и фамилию.( слайд)
У вас всех есть фамилия .имя ,отчество. И теперь вы даже знаете почему у вас именно такие фамилии – вам их подарили ваши далекие предки.
Кто хочет рассказать , как появилась его фамилия?Дети нарисовали свои имена. И сейчас мы повесим на выставку эти рисунки.
- Право жить и воспитываться в семье.( слайд)
У каждого из вас есть семья.У кого то она большая,а у кого то маленькая,но семья есть у всех.
Кто хочет назвать членов своей семьи? А Полина,Вика и Василиса нарисовали свою семью. –вывешивают свои рисунки на стенд.
- Право на медицинское обслуживание ( слайд).
Врачи помогают вам появиться на свет, наболюдают за вашим ростом и развитием- взвешивают, измеряют рост, проверяют зрение, зубы, делают необходимые прививки, лечат болезни.
- Право на воспитание и обучение в воспитательных учреждениях.( слайд)
Все вы ходите в детский сад, где получаете новые знания и умения, учитесь вести себя в обществе и дружить. А когда подрастете – пойдете в школу.Маша нарисовала как проводит время в детском саду. — рисунок
- Право на жилье.( слайд)
Все вы имеете дом. У кого то многоэтажный, многоквартирный ,а у кого то свой собственный дом, без соседей за стенкой ,со своим участком. И вы уже знаете адрес своего жилища.
— Кто хочет назвать свой адрес? Полина , Иван, Элеонора нарисовали дома в которых они живут.
- Право на отдых и свободу и путешествия.
Мы смотрели с вами фотографии и слайды о том,как жили люди в старые времена. Только один день в году им разрешал барин навестить своих родственников.
Кто помнит как назывался этот праздник?( Юрьев день)
А теперь вы уже сумели побывать в разных местах нашей страны. И не только по нашей стране путешествуете ,но и были даже в других странах. К т о хочет рассказать ,где был во время отпуска? Дети привозили нам в подарок памятные сувениры.( демонстрация магнитиков) Покажите свои рисунки о путешествии и расскажите о них.
- Право на защиту от жестокого обращения.
В нашей стране работает служба ,которая всегда готова прийти на помощь. Кто нибудь знает о какой службе я говорю? Как она называется? Кто знает телефон этой службы.
Молодцы, вы правильно отвечали на вопросы,а сейчас проверим как вы запомнили свои права. Посмотрите на свои рисунки и на зовите права. которые нам дает Конвенция
Дети перечисляют права.
Вы уже большие и очень грамотные детки. Вы знаете свои права и сможете защитить себя и своих друзей, попавших в неприятные ситуации
Ваши мамы и папы могут вами гордиться! А рисунки вы можете подарить на память своим близким.