Дошкольные годы – это самый благоприятный период для формирования творческих способностей и воображения у детей. Насколько активно развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал взрослого. Творчество сегодня достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становятся все более востребованными. Парикмахеры и создатели телепередач, организаторы праздничных мероприятий и фотографы, дизайнеры одежды и веб-дизайнеры, флористы и даже специалисты по диагностике автомобилей – все эти профессии требуют определенных талантов и творческих способностей.
Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы на основе собственного опыта. Для родителей рисование ребенком каких-то фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью включаются двигательные, зрительные анализаторы, развиваются моторика, мышление и воображение. Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Это может быть мир, наполненный сказочными героями, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.
Современные дети практически «с рождения» получают информацию с различных электронных источников — это телевизор, компьютер, мобильный телефон.
Современные информационные технологии в детском саду – направление, которое используется педагогами для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Использование интерактивного оборудования для занятий в детском саду дает возможность не только изучить новый материал, но и повторить пройденный, закрепить знания и затем проверить их в доступной и свободной форме.
Электронные наглядные пособия и мультимедийные программы разработаны в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГОС ДО, они успешно применяются на практике в детских садах. С их помощью можно:
- показывать слайды, презентации;
- демонстрировать видеоматериалы;
- организовывать театральные представления, показывать сказки, постановки;
- обучать детей младшего возраста начальным представлениям о звуках, буквах, цветах и т. д., а также проводить уроки в школе;
- использовать в качестве вспомогательного средства для тестирования и коррекции психологами, логопедами и социальными педагогами.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации, дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; быстрее развивается умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас. Старшие дошкольники раньше овладевают чтением и письмом; учатся планировать, выстраивать логические связи между предметами и явлениями; эффективно развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развиваются воображение и творческие способности.
В последнее время к педагогу предъявляют высокие требования. Воспитатель должен владеть компьютером, создавать презентации и игры для детей. В марте 2014 года по направлению с места работы я прошла обучение в НОУ «Учебный центр профсоюзов» по программе «Приемы создания собственных интерактивных уроков с помощью базового ПО (программного обеспечения) интерактивной доски и стандартных офисных программ (Excel. Word. PowerPoint)».
В своей работе я пользуюсь программами Power Point, Paint и SMART Notebook, которые предоставляют большие возможности для создания презентаций, интерактивных игр. С программой Power Point работаю чаще, т.к. она у меня есть на домашнем компьютере. Хорошая удобная и достаточно простая программа, с которой легко работать (создавать презентации, особенно для младшего возраста). Программу Paint использую в домашних условиях для дизайна изображений. В нашем детском саду в музыкальном зале установлена интерактивная доска и использовать ее в качестве просто «экрана» не рационально. У интерактивной доски большие ресурсы: переместить изображение, расставить изображения в определенном порядке, продолжить последовательность, составить изображение в соответствии с образцом, ориентироваться в пространстве, практически так же, как на бумаге — соединять точки, рисовать. Для того, чтобы дети могли выполнять все эти действия, я для работы привязываю фоны и картинки с помощью программы SMART Notebook, с Power Point это не получается. SMART Notebook – главный инструмент для работы с интерактивной доской, сочетающий в себе свойства инструментальной среды для разработки собственных учебных материалов (презентаций). Эта программа соединяет в себе и Power Point и Paint – созданные в ней игры позволяют перемещать предметы в любой последовательность и дополнять игры и занятия рисунками, проявлять фантазию и творчество.
При работе с детьми дошкольного возраста существуют некоторые особенности оформления заданий для интерактивной доски. Поскольку при подготовке материала для образовательной деятельности мы работаем за компьютером то, главное не забывать, что размер монитора создает иллюзию компактности, а картинка на доске в среднем в пять раз больше. Интерактивная доска – это большой экран, ребенок, стоящий рядом, не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти нужные для выполнения задания изображения. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они будут плохо восприниматься с близкого расстояния. Доска закреплена у нас достаточно низко, но рост не позволяет невысоким детям использовать всю поверхность доски. Учитывая это, картинки для перемещения или соединения линиями, места для рисунков я располагаю в нижней части доски (нижней половине или трети, в зависимости от возраста детей).
Изображения, с которыми дети будут работать, располагаю ближе друг к другу. Почему? Дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы их соединить или «перетащить» картинки на нужное место, не “роняя” при работе со стилусом.
Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски. Так же можно управлять изображениями на доске привычными жестами, приближая, удаляя или вращая объекты. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет делать пометки цифровыми чернилами поверх любых приложений и совершать действия с ними как с отдельными объектами.
Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами, используя крупные яркие изображения, оперируя геометрическими фигурами и различными объектами. Передвигая картинки, дорисовывая, дети становятся интерактивными участниками процесса.
Основываясь на личном опыте, я могу сказать, что повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационных технологий. Использование их в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и способствует формированию воображения и творчества у детей дошкольного возраста с помощью интерактивного игрового материала, а для полноценного использования всего потенциала интерактивной доски необходимо использовать специализированные программы.
В нашем детском саду мы используем программу SMART Notebook.