Проект «Природа родного края»

   Долгосрочный  проект совместной деятельности в  подготовительной  к школе  группе на  тему « Природа  родного  края».

   Анализ ситуации:

В настоящее  время  дети  живут в  городах и оторваны  от  природы. Когда  спрашиваешь у  них,что  такое  природа они  обычно  имеют  ввиду отдых  за  городом —  пикник  или  рыбалку.Одна девочка  даже  сказала,что  у них  дома есть  природа —  это  аквариум.

Актуальность  проблемы:

Исходя из  такой  ситуации возникла необходимость данного  проекта.Раскрыть как можно  полнеее и доступнеее для  детей дошкольного  возраста понятие «природа» .

Познакомить  детей  с  природой нашего  края.

Цели и  задачи:

Обощить и расширить  представления  детей  о живой  природе нашего  края:под  живой  природой следует понимать  растительный и  животный  мир.Растительый мир Поволжья  представлен деревьями.кустарниками и  травами Животный мир- это  птицы,рыбы,звери.насекомые. .. Сформировть конкретные  представлени о представителях каждого  вида живой  природы, уметь  различать по внешнму виду.кроне.листьям плодам  по 5  представителей  местной флоры; по  внешнему  виду,голосам,следампредставителей  местной  фауны. Формировать  экологическое сознание,знать  и  соблюдать  правила  поведения  в  лесу.Воспитывать  бережное и  заботливое  отношение к родной  природе

. Рабочий план реализации проекта

№ п/п Содержание деятельности Сроки проведения
1. Изучение методической литературы по тематике проекта На протяжении  всего  проекта
2. Разработка стратегии реализации проекта Август
3. Работа с детьми Сентябрь-май
4. Диагностика результатов Октябрь, декабрь, март, май
5. Подведение итогов (на метод. объединении) Конец мая
6. Дальнейшее развитие проекта

 

План-график работ

Наименование

этапов работ

мероприятие сроки результат ответственные
1.Подгото

вительный

этап

1.Беседы  с детьми  о том, что  по  их  мнению мнению означает  понятие

«природа»

Дид  игра « Что  лишнее»

2Наблюдения на  прогулках за  объектами природы

3 Экскурсии в  ближайший парк  и лесопарковую зону

   

 

 

 

 

 

Четкое разграничение

природных и  рукотворных  объектов

воспитатель
2.Основной

этап

1Знакомство

с травами

 Рассматривание

и сбор  семян

2  Знакомство с кустарниками и  деревьями

Рисование на

тему: Деревья

осенью»

Составление

альбома с загадками

3  Знакомство

птицами

Наблюдения на прогулке

Беседа « Почему нельзя пугать  птиц»

Прослушивание  аудиозаписей голосов птиц

Рассматривание

демонстративного  материала,

пластиковых

фигурок

Сбор литературы  по  теме

4    Знакомство

с  рыбами.

Рисование

«Аквариум с  рыбами»

5    Знакомство

со зверями.

Подбор   литературы  по  теме

Рассматривание демонстрационного  материала

Приобретение пластиковых  фигурок  животных нашего  леса

Рассматривание

шаблонов  следов зверей

Слушание  аудиозаписей с голосами зверей

6   Знакомство

с насекомыми

 наблюдение на  участке при  помощи луп и  увеличительных  стекол

Рассматривание  пластиковых фигурок

Подбор  загадок

народных   примет о  насекомых

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

,ноябрь

Изготовление  гербария

Сбор листьев,семян,плодов

Создание  презентации

« Деревья»

Изготовление

плакатиков

«  Правила  поведения  в  лесу»

Изготовление  пиктограммы «Кто такие

Птицы»

Изготовление

Игры

« Рыбалка»

Изготовление  пиктограммы «Кто такие

рыбы»

Изготовление  пиктограммы «Кто такие

звери»

Рисование

«  Следы  на  снегу»,

«Нарисуй  какого  хочешь  зверяМакет

«  Звери нашего  леса»

Изготовление  пиктограммы «Кто такие насекомые»

Лепка « Знакомые насекомые»

Рисование

«Букашечки —  таракашечки»

 

 

 

 

 

 

Вос-ль

родители

Вос — ль

Вос – ль

Родители,

вос –ль

Воспитатель

 

Вос – ль

Родители

Воспитатель

Родители и  вос-ль

Вос — ль

3.Заключительный Презентация  проекта

 

 

Конец  мая.

показ откры

того  интегри

рованного  заня

тия  с презента

цией файлов

« Природа нашего  края»

 

 

Воспитатель

дети

Приложения:

1 «  Деревья  осенью» —  рисоване  акварелью

2 Коллекция  плодов  и семян местных деревьев.

3 Пиктограммы

«  Кто такие  птицы»

«  Кто  такие   рыбы»

«  Кт о такие  звери»

«  Кто таие  насекомые

4  Плакаты на  тему :  Правила  поведения в  природе»

5 Презентация « Деревья  нашего леса»

6 «  Знакомые  насекомые» — лепка из  пластилина

7  Рисунки  акварелью «Букашечки –такракашечки»

8 План  конспект  интегрированной НОД н а тему»  Природа  нашего края»

 

 План – конспект интегрированной НОД в  подготовительной  к школе  группе на  тему «Природа  родного  края».

                     Интеграция  образовательных  областей:

Познавательное развитие, , художественно —  эстетическое , физическое, социально-коммуникативное развитие ,речевое развитие

Задачи:

Познавательное  развитие:

Закрепить знания детей  о том ,что наш  край  называется Поволжье. Уточнить и  систематизировать представления о  природе нашего  края:  растительном  и  животном  мире: растительный представлен травами ,кустарниками и деревьями.

Упражнять в  классификации, животного мира: звери, птицы, рыбы, насекомые. Составлять определения,  используя  пиктограммы. Различать  по  внешнему  виду ,листья ,плодам и  правильно  называть по  5 – 6  представителей  растительного мира ; по внешнему  виду, голосу  и  следам 5-6 представителей  животного мира.

Художественно – эстетическое развитие:

Чувствовать ритм  музыки, двигаться в  такт, импровизировать.        Побуждать  отражать  в своих рисунках  полученные  впечатления, изображать  птиц  Поволжья, передавая  характерные особенности каждого вида, выбирать   материал  по  своему  усмотрению.

Физическое  развитие:

упражнять в  сохранении  равновесия при перешагивании с  предмета на предмет( «Перейди речку по  камешкам»,развивать  глазомер, координацию  движений « Рыбалка»

Социально – коммуникативное  развитие:

Воспитывать у  детей  экологическое  сознание, закрепить  правила  поведения в  природной  среде, закладывать основы  экологической культуры  личности.

Речевое развитие: Составлять  словесное  определение  понятий « Рыбы», «Птицы», «Звери», «Насекомые»пользуясь  пиктограммами: птицы – животные,которые  умеют  летать, тело  покрыто перьями,детеныши  появляются  из яйца;рыбы —  живут в воде,тело  покрыто чешуей,детки  появляются из  икринок ит.д.

Материал:

видео и  аудиозаписи ,пластиковые  фигурки  животных, фотоаппараты, ,баночки  для насекомых, пиктограммы, демонстрационный  материал ,краски , кисти , карандаши,  восковые  мелки, альбомные  листы.

Ход  :

Предложить детям ответить  как  называется город  в котором мы  живем?

На какой реке  стоит  наш город?

— Наш  город  окружают  обширные   леса.  Поэтому у  нас чистый  воздух и вкусная  родниковая  вода из  Раменского леса.  Родным  краем  мы  называем  не только  наш город,  но  и  речку, в корой мы купаемся летом,  и  лес, куда  ездим летом  собирать грибы и  ягоды ,а зимой  кататься  на  лыжах.

Посмотрите  ,как много  лесов  окружает  наш  город.  Это все леса.  Это  Волга  , а это наш  город.  А все вместе  — наш родной  край  — Поволжье, потому, что он  расположен  по берегам   реки Волги.(  Карта  Самарской  области)

Как  называется наш  край?  (ответы  детей)

Сегодня мы поговорим  о  природе  нашего  края .

Что  мы  называем  природой? Под  словом  природа принято  понимать  растительный   и  животный  мир. Что  значит мир растений?  Что  к нему  можно  отнести?

Хотите  побывать  в  лесу?  Сейчас  поедем  в  лес.

Как правильно  вести  себя в  лесу, чтобы  избежать опасных ситуаций? (  ответы  детей)

Нельзя  отходить  далеко, чтобы  не  заблудиться.

Нельзя  рвать и  тем  более пробовать на вкус незнакомые растения.

Нельзя  приближаться  к  диким  животным и  их  детенышам. Запомните  эти правила. Теперь  можно ехать.  За нами  приехала лошадка. Дети  садятся  в  повозку и  под   фонограмму  «  едут»  в  лес.

Вот  мы  и   в  лесу.  _Садитесь  на полянку.  Давайте  осмотримся …. (просмотр презентации «Деревья  нашего  края»

Вопросы  по ходу  просмотра:  Какие  деревья  здесь  растут?   Обратите внимание  на  крону,  кору ,  листья,  плоды

Как  называется это  дерево? ( ответы детей)

 

1  — Это  дерево цветет ,аромат и мед дает.  И  спасает нас  от  гриппа  ,от  простуд  царевна……..  липа

2- Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок —Ничего, что плод мой мелок.

( ответы детей)

3-Никто  не  пугает,  а вся  дрожит?  ( ответы детей)

4 — Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. ( ответы детей)

5  — Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. ( ответы детей)
6 -Цветки – пчёлам и шмелям, Плоды – сойкам и дроздам ,А кудрявой ветке –
Место у беседки. ( ответы детей)

У  всех  этих  деревьев  листочки  разной  формы и  величины. Как  называются все  эти  деревья?   Деревья , у которых  на  ветках  листья?  ( ответы детей)

-А  теперь  посмотрите  сюда….Что  здесь  за деревья..

Что же  это  за  девица…Не  швея, не мастерица. Ничего  сама не  шьет, а  в  иголках  круглый  год. ( ответы детей)

7 — Зимой и летом одним цветом . ( ответы детей)
8- У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, — ветви- только на макушке.  ( ответы детей)

-А  кто  знает  как  правильно  назвать  иголки ? ( ответы детей)

-Как  одним словом назвать  ель и  сосну? Какие  это деревья? ( ответы детей)

Какой  это  лес?  Почему? Как его  еще  можно назвать? ( ответы детей)

А это  какой?  Почему? ( ответы детей)

А  как  мы назовем  этот лес? ( ответы детей)

Все  эти  леса  растут  в Поволжье и  хвойные, и  лиственные,и  смешанные.

Игровое  упражнение  «  Назови с  какого дерева  плод?  (  шишка  сосны, ели,  желудь,  лесной  орех, гроздь рябины  животный  мир.

 

-Сам он  круглый , а не  мяч. Рта не  видно, а кусач. Голой  ручкой не  возьмешь. А               зовется  это……( еж)

— Вот  иголки  и булавки вылезают из под  лавки,  на  меня  они  глядят, молока они хотят. ( ответы детей)

На  экране  появляется изображения ежа. ( Музыкально-  физкультурная  разминка )  .    Звучит  аудиозапись песни  «  Ежики» дети  подпевают и  выполняют  танцевальные  движения.

-Как  вы догадались  теперь  мы  поговорим  о  животном  мире  нашего  края.  Поговорим  о  том, какие  животные  здесь  водятся.

Сейчас  мы  поиграем —   игра  называется  «Следопыт»  вы пойдете  в лес ,и  будете внимательно  смотреть и  слушать, отслеживать по  следам , фотографировать зверей и  птиц,  собирать  насекомых.      Вот  например —  чьи  это следы? Как догадались?

Ваша задача —  проследить  и  сфотографировать.

Фотографируете   и  приносите  готовые  снимки, но  разложить  их  надо  правильно – в  определенную  папку, вы  должны догадаться куда  нужно  положить  ваш  снимок.(  под аудиозапись голосов  птиц  дети  ходят  по групповой  и  собирают  «фото»зверей ,птиц ,  собирают  в  баночки  насекомых (пластиковые  фигурки) ,раскладывают  их  в нужное  место (  обруч  в котором  определенная пиктограмма)

Давайте  поверим, как вы  выполнили  задание.

Фото  каких  животных   в  этой папке? ( ответы детей)

А  в этой?  (  дети, опираясь  на  пиктограммы  составляют  определения животных, птиц,  рыб,  насекомых

— У родителей и  деток  вся  одежда из монеток. О  ком  эта загадка? ( ответы детей)

А  сейчас    у  нас   рыбалка.   Дети  по  2-3 человека  ловят  магнитными  удочками рыбу

(изображения  рыб местных  водоемов:  щука ,карась, судак,  сом)  и  называют  их.

А  кто  поймал  лягушку?

Лягушка  —  это  рыба? ( ответы детей)

Что же  это  за животное? ( ответы детей)

Кто  знает? Может это  зверь? ( ответы детей)

— Почему  она так  называется? ( ответы детей)

Вот ,  видите, какая  богатая  природа нашего  края.  М ы  должны  беречь  и  сохранять  ее.  А вы  знаете  что  для  этого  надо  делать?  И  как правильно себя  вести  в лесу?

По  плакатикам  дети  перечисляют  правила поведения  в природе:

Не  шуметь,  не  бросать  мусор, не трогать гнезда  и  т.д

—  Какие  вы знаете   поговорки  о  лесе, природе?

Возле леса жить – голодному не быть.
Что в лесу родится – дома пригодится.

Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.
Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.
Лес зимой – второй тулуп.

Понравилась  наша  прогулка? Я хочу  угостить  вас  водой из лесного  родника. Попробуйте,  как  вкусна  родниковая  вода.

А сейчас  вернемся  в детсад.  Я  записала  на  магнитофон голоса  леса.  Задание  вам  такое. Внимательно  прослушать и  нарисовать  ту птицу ,чей голос  вы  узнали.

Подумайте  чем бы  вы  хотели  рисовать? красками ,карандашами? ,фломастерами  или восковыми  мелками?

Звучит  аудиозапись  «Голоса  птиц» ( кукушка,  сова,  дятел, утки)

-Кого  ты  рисуешь, Саша?

-А  ты  чей  голос  узнала, Вика?

Работы  вывешиваются  на доску .

Чья работа  вам  понравилась?   Почему? Узнали  какая  птица  тут изображена? Как  догадались ? Какие у  нее  особые  приметы сумел(а)  передать  Саша, Алена ,Вика?

Молодцы,  все  были  в  лесу  дисциплинированы  и  внимательны ,всем  понятно, что вы уже большие, почти  школьники , показали  как вы много знаете и  умеете.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *