Долгосрочный проект совместной деятельности в подготовительной к школе группе на тему « Природа родного края».
Анализ ситуации:
В настоящее время дети живут в городах и оторваны от природы. Когда спрашиваешь у них,что такое природа они обычно имеют ввиду отдых за городом — пикник или рыбалку.Одна девочка даже сказала,что у них дома есть природа — это аквариум.
Актуальность проблемы:
Исходя из такой ситуации возникла необходимость данного проекта.Раскрыть как можно полнеее и доступнеее для детей дошкольного возраста понятие «природа» .
Познакомить детей с природой нашего края.
Цели и задачи:
Обощить и расширить представления детей о живой природе нашего края:под живой природой следует понимать растительный и животный мир.Растительый мир Поволжья представлен деревьями.кустарниками и травами Животный мир- это птицы,рыбы,звери.насекомые. .. Сформировть конкретные представлени о представителях каждого вида живой природы, уметь различать по внешнму виду.кроне.листьям плодам по 5 представителей местной флоры; по внешнему виду,голосам,следампредставителей местной фауны. Формировать экологическое сознание,знать и соблюдать правила поведения в лесу.Воспитывать бережное и заботливое отношение к родной природе
. Рабочий план реализации проекта
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки проведения |
1. | Изучение методической литературы по тематике проекта | На протяжении всего проекта |
2. | Разработка стратегии реализации проекта | Август |
3. | Работа с детьми | Сентябрь-май |
4. | Диагностика результатов | Октябрь, декабрь, март, май |
5. | Подведение итогов (на метод. объединении) | Конец мая |
6. | Дальнейшее развитие проекта | |
План-график работ
Наименование
этапов работ |
мероприятие | сроки | результат | ответственные |
1.Подгото
вительный этап |
1.Беседы с детьми о том, что по их мнению мнению означает понятие
«природа» Дид игра « Что лишнее» 2Наблюдения на прогулках за объектами природы 3 Экскурсии в ближайший парк и лесопарковую зону |
Четкое разграничение природных и рукотворных объектов |
воспитатель | |
2.Основной
этап |
1Знакомство
с травами Рассматривание и сбор семян 2 Знакомство с кустарниками и деревьями Рисование на тему: Деревья осенью» Составление альбома с загадками 3 Знакомство птицами Наблюдения на прогулке Беседа « Почему нельзя пугать птиц» Прослушивание аудиозаписей голосов птиц Рассматривание демонстративного материала, пластиковых фигурок Сбор литературы по теме 4 Знакомство с рыбами. Рисование «Аквариум с рыбами» 5 Знакомство со зверями. Подбор литературы по теме Рассматривание демонстрационного материала Приобретение пластиковых фигурок животных нашего леса Рассматривание шаблонов следов зверей Слушание аудиозаписей с голосами зверей 6 Знакомство с насекомыми наблюдение на участке при помощи луп и увеличительных стекол Рассматривание пластиковых фигурок Подбор загадок народных примет о насекомых |
Сентябрь
Октябрь ,ноябрь |
Изготовление гербария
Сбор листьев,семян,плодов Создание презентации « Деревья» Изготовление плакатиков « Правила поведения в лесу» Изготовление пиктограммы «Кто такие Птицы» Изготовление Игры « Рыбалка» Изготовление пиктограммы «Кто такие рыбы» Изготовление пиктограммы «Кто такие звери» Рисование « Следы на снегу», «Нарисуй какого хочешь зверяМакет « Звери нашего леса» Изготовление пиктограммы «Кто такие насекомые» Лепка « Знакомые насекомые» Рисование «Букашечки — таракашечки»
|
Вос-ль
родители Вос — ль Вос – ль Родители, вос –ль Воспитатель
Вос – ль Родители Воспитатель Родители и вос-ль Вос — ль |
3.Заключительный | Презентация проекта
|
Конец мая. |
показ откры
того интегри рованного заня тия с презента цией файлов « Природа нашего края»
|
Воспитатель дети |
Приложения:
1 « Деревья осенью» — рисоване акварелью
2 Коллекция плодов и семян местных деревьев.
3 Пиктограммы
« Кто такие птицы»
« Кто такие рыбы»
« Кт о такие звери»
« Кто таие насекомые
4 Плакаты на тему : Правила поведения в природе»
5 Презентация « Деревья нашего леса»
6 « Знакомые насекомые» — лепка из пластилина
7 Рисунки акварелью «Букашечки –такракашечки»
8 План конспект интегрированной НОД н а тему» Природа нашего края»
План – конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе на тему «Природа родного края».
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, , художественно — эстетическое , физическое, социально-коммуникативное развитие ,речевое развитие
Задачи:
Познавательное развитие:
Закрепить знания детей о том ,что наш край называется Поволжье. Уточнить и систематизировать представления о природе нашего края: растительном и животном мире: растительный представлен травами ,кустарниками и деревьями.
Упражнять в классификации, животного мира: звери, птицы, рыбы, насекомые. Составлять определения, используя пиктограммы. Различать по внешнему виду ,листья ,плодам и правильно называть по 5 – 6 представителей растительного мира ; по внешнему виду, голосу и следам 5-6 представителей животного мира.
Художественно – эстетическое развитие:
Чувствовать ритм музыки, двигаться в такт, импровизировать. Побуждать отражать в своих рисунках полученные впечатления, изображать птиц Поволжья, передавая характерные особенности каждого вида, выбирать материал по своему усмотрению.
Физическое развитие:
упражнять в сохранении равновесия при перешагивании с предмета на предмет( «Перейди речку по камешкам»,развивать глазомер, координацию движений « Рыбалка»
Социально – коммуникативное развитие:
Воспитывать у детей экологическое сознание, закрепить правила поведения в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.
Речевое развитие: Составлять словесное определение понятий « Рыбы», «Птицы», «Звери», «Насекомые»пользуясь пиктограммами: птицы – животные,которые умеют летать, тело покрыто перьями,детеныши появляются из яйца;рыбы — живут в воде,тело покрыто чешуей,детки появляются из икринок ит.д.
Материал:
видео и аудиозаписи ,пластиковые фигурки животных, фотоаппараты, ,баночки для насекомых, пиктограммы, демонстрационный материал ,краски , кисти , карандаши, восковые мелки, альбомные листы.
Ход :
Предложить детям ответить как называется город в котором мы живем?
На какой реке стоит наш город?
— Наш город окружают обширные леса. Поэтому у нас чистый воздух и вкусная родниковая вода из Раменского леса. Родным краем мы называем не только наш город, но и речку, в корой мы купаемся летом, и лес, куда ездим летом собирать грибы и ягоды ,а зимой кататься на лыжах.
Посмотрите ,как много лесов окружает наш город. Это все леса. Это Волга , а это наш город. А все вместе — наш родной край — Поволжье, потому, что он расположен по берегам реки Волги.( Карта Самарской области)
Как называется наш край? (ответы детей)
Сегодня мы поговорим о природе нашего края .
Что мы называем природой? Под словом природа принято понимать растительный и животный мир. Что значит мир растений? Что к нему можно отнести?
Хотите побывать в лесу? Сейчас поедем в лес.
Как правильно вести себя в лесу, чтобы избежать опасных ситуаций? ( ответы детей)
Нельзя отходить далеко, чтобы не заблудиться.
Нельзя рвать и тем более пробовать на вкус незнакомые растения.
Нельзя приближаться к диким животным и их детенышам. Запомните эти правила. Теперь можно ехать. За нами приехала лошадка. Дети садятся в повозку и под фонограмму « едут» в лес.
Вот мы и в лесу. _Садитесь на полянку. Давайте осмотримся …. (просмотр презентации «Деревья нашего края»
Вопросы по ходу просмотра: Какие деревья здесь растут? Обратите внимание на крону, кору , листья, плоды
Как называется это дерево? ( ответы детей)
1 — Это дерево цветет ,аромат и мед дает. И спасает нас от гриппа ,от простуд царевна…….. липа
2- Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок —Ничего, что плод мой мелок.
( ответы детей)
3-Никто не пугает, а вся дрожит? ( ответы детей)
4 — Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. ( ответы детей)
5 — Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. ( ответы детей)
6 -Цветки – пчёлам и шмелям, Плоды – сойкам и дроздам ,А кудрявой ветке –
Место у беседки. ( ответы детей)
У всех этих деревьев листочки разной формы и величины. Как называются все эти деревья? Деревья , у которых на ветках листья? ( ответы детей)
-А теперь посмотрите сюда….Что здесь за деревья..
Что же это за девица…Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. ( ответы детей)
7 — Зимой и летом одним цветом . ( ответы детей)
8- У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, — ветви- только на макушке. ( ответы детей)
-А кто знает как правильно назвать иголки ? ( ответы детей)
-Как одним словом назвать ель и сосну? Какие это деревья? ( ответы детей)
—Какой это лес? Почему? Как его еще можно назвать? ( ответы детей)
А это какой? Почему? ( ответы детей)
А как мы назовем этот лес? ( ответы детей)
Все эти леса растут в Поволжье и хвойные, и лиственные,и смешанные.
Игровое упражнение « Назови с какого дерева плод? ( шишка сосны, ели, желудь, лесной орех, гроздь рябины животный мир.
-Сам он круглый , а не мяч. Рта не видно, а кусач. Голой ручкой не возьмешь. А зовется это……( еж)
— Вот иголки и булавки вылезают из под лавки, на меня они глядят, молока они хотят. ( ответы детей)
На экране появляется изображения ежа. ( Музыкально- физкультурная разминка ) . Звучит аудиозапись песни « Ежики» дети подпевают и выполняют танцевальные движения.
-Как вы догадались теперь мы поговорим о животном мире нашего края. Поговорим о том, какие животные здесь водятся.
Сейчас мы поиграем — игра называется «Следопыт» вы пойдете в лес ,и будете внимательно смотреть и слушать, отслеживать по следам , фотографировать зверей и птиц, собирать насекомых. Вот например — чьи это следы? Как догадались?
Ваша задача — проследить и сфотографировать.
Фотографируете и приносите готовые снимки, но разложить их надо правильно – в определенную папку, вы должны догадаться куда нужно положить ваш снимок.( под аудиозапись голосов птиц дети ходят по групповой и собирают «фото»зверей ,птиц , собирают в баночки насекомых (пластиковые фигурки) ,раскладывают их в нужное место ( обруч в котором определенная пиктограмма)
Давайте поверим, как вы выполнили задание.
Фото каких животных в этой папке? ( ответы детей)
А в этой? ( дети, опираясь на пиктограммы составляют определения животных, птиц, рыб, насекомых
— У родителей и деток вся одежда из монеток. О ком эта загадка? ( ответы детей)
А сейчас у нас рыбалка. Дети по 2-3 человека ловят магнитными удочками рыбу
(изображения рыб местных водоемов: щука ,карась, судак, сом) и называют их.
А кто поймал лягушку?
Лягушка — это рыба? ( ответы детей)
Что же это за животное? ( ответы детей)
Кто знает? Может это зверь? ( ответы детей)
— Почему она так называется? ( ответы детей)
Вот , видите, какая богатая природа нашего края. М ы должны беречь и сохранять ее. А вы знаете что для этого надо делать? И как правильно себя вести в лесу?
По плакатикам дети перечисляют правила поведения в природе:
Не шуметь, не бросать мусор, не трогать гнезда и т.д
— Какие вы знаете поговорки о лесе, природе?
Возле леса жить – голодному не быть.
Что в лесу родится – дома пригодится.
Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.
Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.
Лес зимой – второй тулуп.
Понравилась наша прогулка? Я хочу угостить вас водой из лесного родника. Попробуйте, как вкусна родниковая вода.
А сейчас вернемся в детсад. Я записала на магнитофон голоса леса. Задание вам такое. Внимательно прослушать и нарисовать ту птицу ,чей голос вы узнали.
Подумайте чем бы вы хотели рисовать? красками ,карандашами? ,фломастерами или восковыми мелками?
Звучит аудиозапись «Голоса птиц» ( кукушка, сова, дятел, утки)
-Кого ты рисуешь, Саша?
-А ты чей голос узнала, Вика?
Работы вывешиваются на доску .
Чья работа вам понравилась? Почему? Узнали какая птица тут изображена? Как догадались ? Какие у нее особые приметы сумел(а) передать Саша, Алена ,Вика?
Молодцы, все были в лесу дисциплинированы и внимательны ,всем понятно, что вы уже большие, почти школьники , показали как вы много знаете и умеете.