Музыкальная деятельность в ФГОС

Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи — услышал и, затаив дыханье, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

В. А. Сухомлинский.

 

 

Виды музыкальной деятельности.

Одним из видов музыкальной деятельности является слушание – восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально – ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и своё собственное отношение к ней.

Следующий вид музыкальной деятельности – детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Ещё один вид музыкальной деятельности – музыкально – образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, её выразительных особенностях, а также приобретение определённого запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.

Формы организации музыкальной деятельности.

Занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.

Музыкальные занятия.

В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребёнка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.

Содержанием музыкальных занятий являются: пение песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально — ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок.

Музыкальное развитие — результат процесса музыкального воспитания и обучения, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому совершенствованию.

Исходя из этого, перед музыкальным руководителем стоят определённые цели и задачи.

Цель музыкального воспитания:

Развивать у детей общую музыкальность через музыкальную деятельность.

Развивать способности:

-целостного и дифференцированного восприятия музыки;

-исполнительские способности;

-способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.

Задачи музыкального воспитания:

Развивать музыкальность каждого ребенка;

Воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

Обучать детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;

Развивать художественно-творческие способности.

Задачи музыкального воспитания и образования решаются в ходе обучения. Детям рассказывают о музыке, знакомят с выразительными средствами, обращают внимание на форму произведения: на характер контрастных частей, фраз. Ребята запоминают некоторые понятия, например: «музыкальное вступление», «запев и припев», «музыкальная фраза» и т. д. Дети не просто говорят о музыке «весело – грустно», но и «нежно», «приятно», «ласково», «печально», «скучно», «сурово».

Главная задача – практическое овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движений и игры на инструментах. Дети легко справляются с заданием если поменять его смысл. Например, спокойную колыбельную песню следует петь напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выразительного исполнения. Овладевая этим навыком, ребята одновременно получают некоторые сведения о содержании, характере музыки, её исполнения.

Праздники и развлечения.

Как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами – театрально – игровой, художественно – словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно – эстетические задачи воспитания.

В детском саду проводятся утренники, посвященные встрече Нового года, дню Защитника Отечества, 8 Марта, выпуску детей в школу. Тематические праздники, посвященные весне и осени. Также мы проводим в подготовительной группе праздник Покров и Рождество. В праздник «Покров – натопи избу без дров» оформляем зал декорациями на темы: осень, урожай, русская изба, ярмарка; декорациями цветов, фруктов, овощей. Дети читают стихи, поют песни, исполняют танцы, водят хороводы, играют в игры, показывают сценки. Узнают о свадебных обрядах, о приметах про Покров.

На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка – зима. Покров землю покроет, где листком, где снежком. В конце праздника дети угощаются караваем.

В праздник Рождества дети поют песни, играют в игры, а потом идут по детскому саду колядовать: к заведующей, методисту, медсестре, на кухню, к детям старшей группы. Дети нарядные, в костюмах поют колядки, а те к кому они пришли угощают их сладостями, говоря:

Вот вам угощенье –

Пряники, печенье,

Вафли, конфетки,

Покушайте, детки.

Дети благодарят, поют колядку:

А дай Бог тому,

Кто в этом дому.

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Наделил бы вас Господь,

И житьём  и бытиём,

И богатством…

После дети возвращаются в группу, пьют чай с угощениями.

Развлечения в детском саду разнообразны по своей тематике и организации. В некоторых видах развлечений, где исполнители – взрослые, дети выступают в роли зрителей. В других сами танцуют, поют, читают стихи, инсценируют сказки. Иногда совместно выступают и дети, и взрослые.

Важно так организовать развлечения, чтобы они не создавали излишних трудностей, не требовали от детей дополнительной нагрузки при подготовке. Как же при этом можно использовать музыку? Во время показа, например, инсценировок сказок, спектаклей кукольного и теневого театров музыка лишь сопровождает действие, украшает его.

Наибольшее количество музыкальных произведений целесообразно включать в концерты, посвященные определенной тематике, например «Музыка и природа», «Сказка и музыка», «Музыкальные загадки» или же творчеству какого – либо композитора (П. Чайковского, Д. Кабалевского). Интересно для ребят использование в развлечениях художественного оформления, которое создает необычные ситуации, вносит сюрпризность и воспринимается как увлекательное зрелище. Восприятие музыки в развлечениях в большой мере зависит от того, являются ли дети исполнителями или слушателями или зрителями. В первом случае их активность, естественно, повышается, во втором она проявляется непосредственно через реакцию на зрелище и выражается во внимательном, эмоциональном слушании, в соответствующих репликах, ответах, вопросах. По ходу пьесы, сказки дети могут пошуметь, «Как ветер», ритмично постучать ногами, изображая движение поезда.

Таким образом, развлечения являются интересной, воспитывающей формой организации музыкальной деятельности, так как создают непринужденное веселье, радость, вызывают у детей желание самостоятельно и творчески себя проявлять.

Музыка в повседневной жизни детского сада.

Сопровождая подвижные игры, различные занятия, прогулки, утреннюю гимнастику, музыка создает определенное настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей. Такая организация требует большого мастерства, изобретательности, творческого подхода, чтобы суметь своевременно предложить детям спеть подходящую для этого момента песню, прослушать несколько произведений в грамзаписи или поплясать вместе с ребятами.

Музыка в утренней гимнастике используется более планомерно. Здесь могут звучать песни, марши и другие произведения в грамзаписи или исполненные на фортепиано. Помимо этого, в практике широко применяется как музыкальный инструмент бубен, на котором хорошо звучат своеобразные ритмы (путем встряхивания, скользящих ударов, ударов «свободной» кистью, пальцами и т. п.). Всё это помогает развитию ходьбы и бега, улучшает осанку, координацию и амплитуду движений детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельность возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элементы самообучения. Устанавливается связь с занятиями, особенно в том случае, если, обучая ребенка, педагог развивает у него навык самостоятельного действия. Например, детям предлагают спеть песню без сопровождения в удобной для них тональности или самим сочинить вариант какого-либо перестроения, хоровода и т.д.

Особенно разнообразно могут проявить себя дети в сюжетно-ролевых  играх,  основанных  на   ярких  впечатлениях  после  праздника развлечений, музыкальных занятий, просмотра телепередач и т.п. Сюда относятся игры в «концерт», «музыкальные занятия», «загадки» и др.

Наблюдая игры детей, музыкальный руководитель постоянно руководит и тактично помогает им в творческой самостоятельной деятельности, учитывая интересы и способности каждого. Необходимо также создать соответствующие условия: определить место в групповой комнате, где ребята могут музицировать, непринужденно действовать; подобрать достаточное количество игрового материала. Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечатлений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного ребенком опыта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *